Все об этикете и хороших манерах для детей

Как правильно вести себя школьнику: общие правила поведения в школе

Правила поведения в школе:

  • придерживаться основных ценностей и уставов школы
  • быть вежливыми, к старшим обращаться на «Вы»
  • приветствовать учителей и посетителей
  • быть организованными и дисциплинированными в любое время
  • быть пунктуальными в школе, на уроке и во всех школьных мероприятиях
  • уважать собственность школы
  • уважать права собственности других
  • носить полную школьную форму
  • уважать в учителе человека
  • нести ответственность за свои нарушения
  • уступать дорогу взрослым, но младших учеников, как и мальчикам девочек, пропускать вперед
  • вовремя проходить все медицинские осмотры
  • достойно и уважительно относится не только к окружающим, но и к себе самому!

Запомни!Также общие правила поведения касаются и таких аспектов в школе:

  • В школу школьник должен приходить за 10-15 минут до начала первого урока
  • Стремитесь присутствовать каждый школьный день. В случае отсутствия родители должны позвонить в школу утром, указав причину, и уведомить учителя в письменной форме по возвращении ученика в школу.
  • Всегда уважайте друг друга. Разногласия будут урегулированы путем обсуждения проблемы и поиска решения, которое будет справедливым для всех заинтересованных сторон
  • Будьте добры к детям, которые находятся в младших классах. И уважайте учеников, которые находятся в вашем классе или в старших классах
  • Здание школы и классы должны содержаться в чистоте и порядке. Не портите и не ломайте школьное имущество. Учащиеся, которые варварски относятся к школьной собственности, возмещают убытки.
  • В школе запрещено бегать. Бег является частой причиной травм
  • Не лезьте на деревья, ворота, перила, заборы и школьные здания
  • Покупка/продажа личных вещей и торговля не допускаются!
  • Курение строго запрещено — как в школе, так и во время поездки в школу и из школы
  • Мобильные телефоны и другое электронное оборудование могут использоваться только до школы, во время перерыва/обеда и только в специально обозначенных «телефонных зонах»
  • Школа не несет ответственности за личные вещи, потерянные в школе
  • Сразу же после завершения школьных занятий и дополнительных уроков покиньте помещение школы

Основы

Поведение на перемене

Перемена – наиболее любимая большинством учеников часть рабочего дня, ведь в эти моменты они фактически предоставлены самим себе

Важно научить ребенка правилам хорошего поведения. Тогда у малыша не будет проблем с администрацией учреждения и, скорее всего, с другими школьниками. Такое задание возлагается в большей степени на родителей, поскольку это скорее воспитание, нежели обучение

Родителям следует научить малыша принципам вежливого обращения с окружающими, поскольку основные пригодятся ребенку даже после окончания школы

Такое задание возлагается в большей степени на родителей, поскольку это скорее воспитание, нежели обучение. Родителям следует научить малыша принципам вежливого обращения с окружающими, поскольку основные пригодятся ребенку даже после окончания школы.

Донести до малыша нужно следующее:

  • Звонок на перемену – исключительно для учителя. Он не имеет права отнять у детей перемену совсем, однако хотя бы из уважения следует дать ему пару минут, чтобы закончить мысль.
  • Сидеть на подоконниках или открывать окна не стоит, даже если очень хочется. Подоконник может не выдержать веса своих «пассажиров» и обрушиться, а открытое окно станет причиной сквозняка и возникших в результате заболеваний. Даже маленькому ребенку должно быть понятно, почему это плохо.

  • В коридоре на перемене возникает огромная вероятность столкновения, поэтому здесь, как и на автомобильной дороге, следует придерживаться правил дорожного движения. Ходить лучше всегда по правой стороне, уровень речевой активности свести до негромкого, чтобы не оглушать окружающих. Не стоит толкать и тем более бить других детей. Для актуально и правило, касающееся девочек: невежливо дергать их за волосы.
  • В местах общего пользования — таких, как столовая или туалет, следует придерживаться очереди. Ни в коем случае нельзя выводить из нее стоящих впереди малышей.
  • Недопустимо также мусорить или портить имущество школы, рисовать несанкционированные граффити на стенах.

Правила приема гостей для детей

Ребёнок должен учиться принимать гостей. Сначала при помощи родителей, а затем сам. Ведь от того, как принимают гостей, зависит, придут ли они ещё.

Во-первых, любой человек, зашедший в дом, считается гостем и его нужно принять дружелюбно и любезно. Если он пришёл не на несколько минут, то нужно предложить ему снять верхнюю одежду и помочь повесить её на вешалку.

Во-вторых, нужно чтобы гость почувствовал себя комфортно и уютно в доме, куда пришёл. Для этого предложите ему присесть на самое удобное место

Если гостей несколько, то внимание должно быть распределено на всех гостей одинаково, чтобы никого не обидеть

Телефонный разговор

Стационарным аппаратом дети начинают пользоваться лет с пяти, отвечая на звонки, а первый смартфон часто покупают первоклассникам. Хорошие манеры при использовании телефона заключаются в следующем:

  • Начинать телефонный разговор нужно с приветствия, заканчивать прощанием.
  • Громко общаясь по телефону, ребенок может вызвать неудовольствие окружающих.
  • В некоторых ситуациях или в организациях, где по правилам нельзя разговаривать по смартфону, – на уроке, в церкви, магазинах и банках – телефон отключают.
  • В обстоятельствах, при которых нет возможности для разговора, на телефонный звонок нужно ответить и пообещать перезвонить позднее.

    Нужно непременно исполнить обещанное позже.

  • Если произошла ошибка набора номера, следует извиниться.
  • SMS-переписку необходимо вести грамотно.
  • Нельзя отвечать на звонки с незнакомого номера.

Этикет для детей школьного возраста: звонить до 8 утра и после 9 вечера невежливо, исключение – срочный, неотложный разговор. Если на стационарный телефон позвонили кому-то из членов семьи, не нужно задавать лишних вопросов и праздно беседовать. Если близкий человек отсутствует, нужно спросить, что ему передать.

Правила поведения в общественных местах для школьников

Правильные поступки в обществе создают о человеке положительное впечатление. Знание элементарных правил поведения в общественных местах часто позволяет избежать неловких и даже конфликтных ситуаций.

Считается хорошим тоном если человек вежливо и уважительно разговаривает с людьми старшего возраста, защищает маленьких и беспомощных, не оскорбляет и не обижает других. В обществе не следует шуметь и мешать взрослым, перебивая их. Ни в коем случае нельзя намерено портить чужое имущество (в том числе и общественное), и тем более присваивать себе чужие вещи.

Важно соблюдать комендантский час. Школьникам запрещено находится без сопровождения взрослых в общественных местах и на улице вечером после 22.00

Памятка для школьников

Школьники обязаны:

  • Соблюдать порядок на улице, во дворах, в парках, учреждениях культуры, театрах, кинотеатрах, домах культура, клубах, на катках, стадионах, спортплощадках, в городском и междугороднем транспорте и других общественных местах.
  • Уважительно относиться к старшим, быть вежливыми в общении с ними.
  • Бережно относиться к чужому имуществу.
  • Препятствовать недостойным поступкам товарищей.

Школьникам запрещается:

  • участвовать в уличных шествиях, нарушающих общественный порядок;
  • мусорить и плевать на улицах, в подъездах;
  • распивать спиртные напитки, играть в азартные игры, сквернословить;
  • собираться в группы на крышах домов, в подъездах и в подвалах;
  • портить уличные насаждения, клумбы, газоны, стены домов, двери подъездов;
  • кататься на коньках, роликовых коньках, санках, лыжах на проезжей части;
  • купаться в прудах, реках, озерах вне специально оборудованных для купания мест;
  • ездить на крышах и подножках автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов и электричек;
  • детям младше 16-ти лет запрещено кататься на велосипеде по проезжей части;
  • класть на железнодорожные рельсы какие-либо предметы.

Обучение этикету: беседа с детьми

Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.

Стоит помнить, что беседа должна быть:

  • Не утомительной для детей, а значит не продолжительной
  • Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны
  • Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе
  • Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы

Тематическая беседа с детьми

Правила приветствия

Здравствуйте, добрый день (вечер, утро) – именно так начинается общение. Часто приветствие задает общий тон всей беседе или закладывает первое впечатление при знакомстве. Имеет значение форма и тон обращения, поэтому правильно здороваться малыша нужно учить с ранних лет. Поможет несколько несложных правил:

  • Воспитанные дети не ждут приветствия от других, а здороваются первыми, особенно с людьми, старшими по возрасту.
  • На приветствие нужно обязательно ответить.
  • Вежливые слова при встрече стоит произнести громко и внятно, но кричать во все горло неприлично. Если знакомый человек проходит вдалеке, достаточно поздороваться кивком головы или легким взмахом руки.
  • Расположение и доброжелательность вызовут искренняя улыбка и теплые интонации в голосе во время приветствия. Сухой тон и грубая речь, напротив, оттолкнут от себя.

  • При встрече принято обмениваться рукопожатиями, наклонять голову или немного склоняться в знак уважения. Неприлично отводить взгляд, произнося вежливые слова, держать руки в карманах.
  • Малышу нужно объяснить, что если родители здороваются с кем-нибудь, то ему тоже нужно это сделать. Входя в помещение, где находится несколько человек: в группу или класс, во время похода в гости, нужно громко поздороваться со всеми. В гостях первыми приветствуют хозяев.

Этикет для девочек и мальчиков практически не имеет различий. Отличие при обмене рукопожатием: мужчинам (и мальчикам) нужно снять перчатку. Женщины, девушки и девочки первыми подают руку во время приветствия по желанию.

;

Правила приветствия

Здравствуйте, добрый день (вечер, утро) – именно так начинается общение. Часто приветствие задает общий тон всей беседе или закладывает первое впечатление при знакомстве. Имеет значение форма и тон обращения, поэтому правильно здороваться малыша нужно учить с ранних лет. Поможет несколько несложных правил:

  • Воспитанные дети не ждут приветствия от других, а здороваются первыми, особенно с людьми, старшими по возрасту.
  • На приветствие нужно обязательно ответить.
  • Вежливые слова при встрече стоит произнести громко и внятно, но кричать во все горло неприлично. Если знакомый человек проходит вдалеке, достаточно поздороваться кивком головы или легким взмахом руки.
  • Расположение и доброжелательность вызовут искренняя улыбка и теплые интонации в голосе во время приветствия. Сухой тон и грубая речь, напротив, оттолкнут от себя.

  • При встрече принято обмениваться рукопожатиями, наклонять голову или немного склоняться в знак уважения. Неприлично отводить взгляд, произнося вежливые слова, держать руки в карманах.
  • Малышу нужно объяснить, что если родители здороваются с кем-нибудь, то ему тоже нужно это сделать. Входя в помещение, где находится несколько человек: в группу или класс, во время похода в гости, нужно громко поздороваться со всеми. В гостях первыми приветствуют хозяев.

Этикет для девочек и мальчиков практически не имеет различий. Отличие при обмене рукопожатием: мужчинам (и мальчикам) нужно снять перчатку. Женщины, девушки и девочки первыми подают руку во время приветствия по желанию.

Установленный порядок для взрослых

Взрослые тоже должны придерживаться правил поведения не только на улице, но и в семье. От того, насколько взрослые умеют правильно вести себя в общественных местах, зависит очень многое. Используя правила культурного общения, можно установить новые контакты на рабочем месте и в быту.

На улице

Выходя из дома, мы сталкиваемся с большим количеством людей. На улице, в транспорте, магазинах взрослым следует вести себя так, чтобы не доставлять неудобства для окружающих и придерживаться определенных требований:

Заранее позаботьтесь о чистой и удобной одежде и обуви для выхода на прогулку. Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными.

  • Переходя через улицу, внимательно посмотрите по сторонам или проходите по сигналу светофора. Никогда не перебегайте перед машинами или в неустановленных местах. Также нельзя ходить по газону.
  • При движении не размахивайте руками, не стоит держать руки в карманах, не сутультесь, смотрите вперед, но не забывайте смотреть и под ноги. Если вы захотели перекусить, можно купить булку или пирожок, отойти в сторону и съесть еду. Не стоит жевать на ходу – это некрасиво. Кроме того, вы можете испачкать одежду себе и рядом идущим людям.
  • Не выбрасывайте мусор, салфетки и окурки на дорогу. Если рядом нет урны, временно положите мусор в карман. Для курящих людей существуют уголки, где они могут курить. В общественных местах курение запрещено.

Если по тротуару идет несколько человек, существуют определенные правила:

  1. Не следует идти толпой по улице, мешая прохожим. Допускается 3 человека, идущих рядом.
  2. Если идут мужчина с женщиной, дама должна идти справа. Исключение составляют военные – им следует отдавать честь.
  3. Если идут двое мужчин с женщиной, дама идет посредине.
  4. Если идут две дамы и мужчина, рядом с ним идет женщина постарше, далее младше по возрасту.
  5. Если дамы одного возраста, кавалер идет между ними.

В транспорте

Поездка в общественном транспорте требует выполнения определенных правил:

  • Заходя в общественный транспорт, снимите громоздкие сумки и рюкзаки, чтобы не ударить других пассажиров.
  • Не следует занимать в транспорте более одного места, широко выставляя ноги.
  • Если вам задают вопрос, следует внимательно выслушать и ответить на него.
  • Не забывайте волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста» – будьте доброжелательны. Если случайно задели пассажира, следует сразу извиниться. Часто в транспорте можно наблюдать такие ситуации, когда кому-то наступили на ногу или толкнули. Очень неприятно, когда начинается скандал, а ведь достаточно было просто вежливо извиниться.
  • Если вы едите с маленькими детьми, следите, чтобы они не шумели, не мешали соседям, не кричали. Сделайте им тихонько замечание, а дома обсудите с ними этот вопрос.
  • Обязательно оплачивайте проезд, предъявляйте проездные или иные документы без возмущения, ведь контролер просто выполняет свою работу.
  • Выходя из транспорта, первым выходит мужчина, подает руку даме. Молодые люди предлагают помощь пожилым незнакомым людям, инвалидам.
  • Спускаясь по лестнице, первым должен идти мужчина, а поднимаясь вверх – женщина.
  • Если вы в незнакомом месте или на ступеньках нет света, первым должен идти мужчина.
  • Если вы поднимаетесь в лифте без мужчины, нажимайте кнопку самостоятельно, если с мужчиной – это его обязанность.

Культура поведения в общественном месте

Заходя в магазин, перед дверью следует пропустить выходящих людей, затем входить самому. Будьте корректны с продавцами, вовремя готовьте деньги, не отвлекайте кассира.

Если вы собрались в кино или театр, правила этикета помогут и здесь:

;
  • Приходите вовремя к началу сеанса или спектакля.
  • Идя к своему месту, поворачивайтесь к зрителям лицом.
  • Не вертитесь, не качайтесь в разные стороны.
  • Не следует разговаривать, не шепчите.
  • Отключите мобильные телефоны

Правила этикета за столом

Кадр из кинофильма «Титаник» (1997 год, режиссер — Джеймс Кэмерон)

  • Приглашая гостей, не стоит оправдываться «у нас ремонт», «мы не успели убраться». Постарайтесь навести порядок, насколько это возможно, и просто будьте дружелюбными.
  • После прихода гостей, надо первым делом показать им, где можно посетить туалет, привести себя в порядок, вымыть руки.
  • Подает на стол обычно хозяин жилища. Гостям уместно предложить посильную помощь.
  • Первым приступает к еде тот, кто позвал гостей. Он же может обозначить это, например, в ненавязчивой формулировке: «друзья, рекомендую попробовать овощной салат, очень освежает в жару».
  • Если предстоит званый ужин, предполагающий сложную сервировку, стоит заранее потренироваться в использовании нестандартных столовых приборов.
  • За столом следует занять то место, куда вас планировали усадить хозяева. Не стоит по своей воле менять расположение гостей. Лучше уточнить, не доставит ли это неудобств.
  • Крупные куски пищи принято делить на небольшие кусочки, отрезая по одному.
  • Свою еду не обмакивают в общую соусницу. Надо отлить немного соуса себе на тарелку.
  • Мыть посуду следует только после ухода гостей. Гости могут предложить свою помощь, убрать блюда со стола после завершения ужина.
  • Оплата счета в ресторане сейчас обычно делится пополам, если не было заранее обозначено, что один из собеседников приглашает другого. Фраза «я вас приглашаю» означает, что вы готовы оплатить счет. В случае возражений не настаивайте. Не следует объяснять свою щедрость полом того, кого вы приглашаете («я всегда плачу за женщин в ресторане»), уместно сказать «мне будет приятно вас угостить». Разумеется, не стоит ждать и того, что ваш счет должен обязательно оплатить мужчина, если он этого не предлагал. По умолчанию каждый платит за себя или, если это удобно всем присутствующим, счет делят на равные части.

Зачем ребенку знать правила поведения за столом

Этикет не относится к прерогативам определенных социальных слоев. Правильно вести себя за столом должны все малыши, вне зависимости от обеспеченности семьи или ее социального статуса. Культура действий и питания — это не каприз, а определенная польза для ребенка, положительные стороны которой представлены:

  • защитой организма от болезнетворных бактерий – при мытье рук перед приемом пищи;
  • отсутствием соприкосновения продуктов со столом – при сервировке (скатерть, салфетки);
  • профилактикой непредвиденных обстоятельств – запрет на разговор и отвлечение на посторонние раздражители защищают от риска подавиться;
  • облегчением работы ЖКТ – тщательное пережевывание пищи позволяет органам пищеварения нормально работать;
  • использованием салфеток – защищает одежду от грязи дома и в кафе.

По нормам этикета за столом для детей малыши должны уметь пользоваться столовыми приборами. Они предназначены для облегчения приема пищи, а не доставления неудобств трапезничающему.

Можно ли дарить деньги?

Можно ли дарить деньги? Несомненно, такой подарок будет всегда полезным. Правда, как раз эта откровенная практичность чаще всего лишает подарок привлекательности. И все же в отдельных случаях можно практиковать и такой подарок.

Дарственные надписи на книгах делаются в тех случаях, если выбор книги имеет определенную цель, которую может подчеркнуть надпись. Надпись делается не на той странице, где повторено заглавие книги, а на левой — пустой: приятнее сохранить титульный лист чистым.

Если с именинником вас связывает давняя дружба, бывает полезным оговорить с ним будущий подарок, особенно если вы намерены купить что-нибудь для хозяйства. Но делается это всегда в форме предложения: предпочитает ли, к примеру, ваша знакомая скатерть или кофемолку. Но если она предпочитает кофточку, покупаем кофточку. Юноше следует хорошо подумать, прежде чем купить своей девушке что-либо из предметов гардероба. Особенно если она живет в семье. В таких случаях подарок практичный, но пусть даже ненамеренно «чуть более интимный» может быть нежелательно истолкован.

С какого возраста начинать обучение

Грубое нарушение общепринятых правил этикета обществом по-прежнему порицается. Конечно, невоспитанному малышу сделают скидку на возраст, но осадок у родителей и их оппонентов останется. Поэтому чем раньше привить хорошие манеры, тем лучше. Но начинать стоит не с уроков и нотаций, а с анализа собственного поведения. Малыш усвоит именно родительскую модель общения.

Уже в младенческом возрасте ребенок способен определить, с какой интонацией к нему обращаются. Проявляя вежливость, такт и доброжелательность в обращении с малышом, родители могут быть уверены в том, что и ребенок в ответ использует эти качества. Интонацией взрослый может указать и на неприемлемое поведение ребенка.

Когда малышу исполнится год и начнет пополняться словарный запас, стоит ввести в него вежливые слова, такие как «спасибо», «доброе утро», «до свидания».

;

В два года ребенок обрадуется поощрению за красивую и чистую одежду, аккуратный внешний вид. Трехлетки, играя, моделируют ситуации, в которых проявляются хорошие манеры: накрывая кукольный стол, играя в гости, поездку, поход в кино.

В три года малыш может овладевать и необходимыми гигиеническими навыками.

В шесть лет и старше допустимо посещение семинаров и уроков в школах для обучения хорошим манерам. Учителя, стремящиеся привить нравственные качества, посвящают правилам этикета классный час, родительское собрание. Для детей любого возраста актуальной формой обучения являются мультфильмы.

Правила этикета на улице

Как только за нами закрылась дверь парадной или дома, начинается улица. Точнее – придомовая или дворовая территория с детской площадкой, скамейками у каждого подъезда и контейнерами для мусора. И первое правило уличного этикета звучит так: — «Уважай соседей, с которыми живёшь в одном дворе!»

Двор принадлежит всем и каждому жителю, поэтому все и каждый:

  • помогают пожилым людям открыть дверь в подъезд, пропуская их вперёд;
  • не оставляют у скамеек или на детских площадках мусор;
  • бережно относятся ко всем расположенным во дворе горкам, домикам, тренажёрам, ландшафтным объектам;
  • не шумят, не сигналят и не ремонтируют машины по ночам;
  • убирают в приготовленный мешочек «подарки», оставленные своей собакой на дорожках, газонах, где могут ходить (гулять) люди;
  • принимают участие в благоустройстве своего двора.

Нежелательно ставить у подъездов на стоянку автомашины.

Но обилие личного транспорта и малое количество оборудованных парковочных мест делает это правило в настоящее время невыполнимым.

Человек идёт в школу, на работу, в магазин. В каждой стране утверждено определённое направление движения. В России – правостороннее. Как для автотранспорта на проезжей части, так и для пешеходов на тротуарах. Поэтому правила этикета на улице настоятельно рекомендуют: — «Ходи по улице так, чтобы не создавать неудобств другим прохожим!»

  • Всегда стоит придерживаться правой стороны.
  • Человека, идущего впереди, обходят слева, идущего навстречу – справа.
  • Если впереди группа людей движется в более медленном темпе и перекрыла тротуар, освобождают проход не локтями, а словами: — «Прошу прощения! Извините, пожалуйста! Будьте добры!»
  • При посадке в общественный транспорт соблюдают очередь, если её нет – пропускают вперёд пожилых людей, взрослых с детьми и школьников.

Парки культуры и отдыха вносят свои коррективы в нормы поведения на улице. В парках нет машин. В парках нет толпы. Пешеходные дорожки располагают к неспешной прогулке, беседки и скамейки в тени кустов и деревьев – к задушевным разговорам. Главное правило этикета в парковых зонах: — «Не спеши! Не шуми! Наслаждайся красотой и дай насладиться другим!»

;

В парках часто гуляют парами: рядом, за ручку, под ручку.

  • Под руку мужчину берёт дама. Он может поддержать её за локоток на подъёме или на скользком участке дороги.
  • Когда тропинка узкая, или надо куда-то подняться, чуть впереди идёт Она, чуть позади – Он.
  • Если навстречу идут другие люди, пара смещается вправо.
  • При встрече со знакомым (знакомыми) кого-то из пары, сначала представляют подошедших. Женщину – мужчине, младшего – старшему.
  • Мужчина помогает своей спутнице нести тяжёлую сумку.

Женщина не должна навязывать мужчине свою дамскую сумочку или зонтик. С ними он выглядит нелепо.

И, конечно, матерные слова на прогулке неуместны. Они оскорбляют слух гуляющих, унижают того, в чей адрес прозвучали, характеризуют как плохо воспитанного человека, того, кто их произнёс.

Виды этикета детей

Прежде чем начать учить ребенка этикету, необходимо понять самим и объяснить ему, что же это слово обозначает.

Этикет – это правила поведения в обществе, то есть, общения с окружающими людьми. Данные правила учат ребенка хорошим манерам и воспитанности.

Учить правила хорошего тона нужно с детства.

Хорошие манеры – это умения ребенка или взрослого:

  • вести себя при общении с другими людьми
  • позиционировать себя

А также:

  • характерная походка
  • речь (не только употребляемые при разговоре слова, но также громкость и интонация)
  • жесты и мимика
  • прочее

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вел себя хорошо. Но, к сожалению, не каждый понимает, что это «хорошо» означает. Чтобы научить малыша хорошим манерам, мама и папа сами должны быть знакомы с моральными и нравственными ценностями.

Ведь примером для подражания и единственным авторитетом для ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте являются мама и папа. Эти люди должны, в первую очередь, сами обладать спасительными качествами, а именно, быть:

  • вежливыми
  • сдержанными
  • скромными
  • отзывчивыми
  • рациональными
  • участливыми
  • ненавязчивыми
  • опрятными
  • аккуратными

В зависимости от специфики общения, различают определенные виды этикета:

  • речевой (правила вербального общения с окружающими)
  • столовый (правила общения во время еды)
  • выходной (правила поведения в общественных местах для отдыха, например, театре или кино)
  • семейный (правила общения между членами семьи, в том числе, старшими и младшими)
  • телефонный (сегодня к данному виду целесообразно отнести правила общения не только при разговорное по телефону, но и при переписке по смс, электронной почте, прочее)
  • гостевой (правила поведения в гостях)
  • пассажирский (правила поведения в транспорте)
  • учебный (правила общения с воспитателями, учителями, одногруппниками и одноклассниками во время учебного процесса)
    профессиональный
  • спортивный
  • свадебный
  • траурный
  • военный
  • религиозный
  • дипломатический
  • корпоративный

По возрасту актуально учить ребенка первым восьми видам.

Правила поведения в театре, в кино и на концерте

На личном примере родители обучают детей, как вести себя в общественных местах: в кинотеатре, театре или на концерте. Конечно, для выхода в театр или концерт принято приходить нарядно одетыми (для мальчиков – брюки и рубашка, для девочек – нарядное платье).

Также есть и другие правила:

  1. опаздывать крайне нежелательно;
  2. верхнюю одежду сдают в гардероб;
  3. если ваше место находится посредине ряда, проходят к месту, повернувшись лицом к людям;
  4. во время показа или концерта не разговаривают;
  5. не принято есть или пить – для этого существует антракт и буфет;
  6. нехорошо шуршать бумажками;
  7. кашель и насморк могут отвлекать других, поэтому с симптомами болезни оставайтесь дома;
  8. не принято подпевать артистам;
  9. нельзя шуметь.

Этикет общения и правила безопасного поведения на улице для детей – необходимость, а не роскошь. Ведь это облегчит их жизнь. Нужна мотивация – объясняйте ребенку, почему эти правила так важны для его будущего.

Как пользоваться приборами?

Человек, в первый раз пришедший в ресторан, может запутаться в большом количестве различных столовых приборов. Почувствовать себя увереннее позволит следующее правило: приборы, лежащие по левую сторону от тарелки, держат только в левой руке. Обычно это вилки разных размеров. Аналогичное правило распространяется на столовые приборы справа – это могут быть ложки и столовые ножи.

В качестве исключения можно взять вилку в правую руку, если на тарелке лежит рассыпчатый гарнир: рис, гречка, картофельно пюре. В остальных случаях набирать еду на вилку может помочь столовый нож.

Иногда сервировка включает в себя наличие сразу нескольких вилок и ножей. Чтобы не запутаться, можно постепенно заменять столовые приборы во время смены блюд, начиная с дальних от тарелки и заканчивая ближними.

Можно запомнить следующие сочетания блюд и предназначенные для них столовые приборы:

  • десерт едят при помощи чайной или специальной десертной ложки;
  • столовые ложки предназначены для супов и бульонов;
  • вилка в сочетании со столовым ножом применяется для горячих мясных блюд;
  • для рыбы существует специальный рыбный нож;
  • холодные закуски обычно едят вилкой и закусочным столовым ножиком;
  • фрукты разрешается есть руками либо специальными столовыми приборами.

Правила этикета также определяют, как правильно держать в руке столовые приборы:

  • Ложку следует уложить в руке так, чтобы большой палец оказался на верхней части ручки. Бульон следует черпать в направлении от себя, чтобы исключить вероятность попадания капель на одежду. Если на столе присутствует суп с кусочками мяса, то сначала полагается съесть жидкий бульон, а затем разделать мясо при помощи столовых приборов.
  • Вилку рекомендуется держать так, чтобы пальцы находились дальше от основания. При этом держать можно как зубцами вниз, так и вверх. Это зависит от вида подаваемого блюда.
  • При использовании столового ножа вилку держат строго в левой руке, а нож – в правой. При этом можно помогать себе указательными пальцами, они точнее направят давление прибора.
  • Нож можно использовать для намазывания масла или паштета на кусочек хлеба. Запрещается брать кусочки еды с ножа или облизывать лезвие.
  • При использовании ножа для мяса следует помнить, что не следует разрезать сразу всю порцию. Нужно постепенно отрезать небольшие кусочки и съедать их.

Блюдо со спагетти может вызвать трудности при попытке аккуратно его съесть. Но на самом деле это довольно просто сделать. Нужно поместить вилку в середину порции, отделить небольшое количество спагетти, намотать его на столовый прибор и сразу поднести ко рту. Такой метод выглядит аккуратно и красиво.

По окончании обеда или ужина столовые приборы нужно класть на тарелку параллельно ей, при этом ручки ножа и вилки должны быть направлены в разные стороны. Как правило, это сигнал, что вы закончили с обедом или ужином, и официант может унести приборы. Не стоит отодвигать от себя тарелку, нужно оставить все на своих местах.

Следует также заметить, что во время еды вилку и нож нельзя оставлять на столе. Нужно класть их строго на тарелку даже после приема пищи.

Особенности гостевого этикета для детей и школьников

Чем меньше возраст ребенка, тем сложнее объяснить ему, как правильно вести себя в гостях. Тем не менее обучать детей правилам хорошего тона нужно обязательно. Можно аргументировать это тем, что тех, кто плохо себя ведет и не слушается, больше не будут приглашать в гости. Возможно, это послужит стимулом.

Необходимо в первую очередь объяснить ребенку, что в гостях он должен вести себя тихо, не отвлекать внимания всех собравшихся, не проситься домой раньше положенного, не трогать вещи хозяев.

Что касается поведения за столом, нужно отучить ребенка говорить с набитым ртом, есть руками, выплевывать пищу и раскачиваться на стуле.

История

В Версальском дворце король Людовик XIV использовал сложный этикет, чтобы управлять и контролировать своих придворных и их политиканство.

В третьем тысячелетии до нашей эры древнеегипетский визирь Птаххотеп написал Изречения Птаххотепа» (2375–2350 гг. До н.э.), дидактическую книгу заповедей, превозносящих гражданские добродетели, такие как правдивость, самообладание и доброта по отношению к другим людям. Повторяющиеся тематические мотивы в максимах включают обучение, слушая других людей, памятуя о несовершенстве человеческих знаний, и что избегание открытого конфликта, когда это возможно, не должно считаться слабостью. Что стремление к справедливости должно быть превыше всего, но при этом признать, что в человеческих делах повеление бога в конечном итоге преобладает во всех делах; таким образом, некоторые из максим Птаххотепа указывают на правильное поведение человека в присутствии великих личностей (политических, военных, религиозных). Инструкция, как правильно выбрать мастера и как ему служить. Более того, другие максимы учат тому, как быть лидером через открытость и доброту, и что жадность является основой всего зла, и ее следует беречь, а щедрость по отношению к семье и друзьям достойна похвалы.

Конфуций (551–479 до н.э.) был китайским интеллектуалом и философом, чьи работы подчеркивали личную и государственную мораль , правильность социальных отношений, стремление к справедливости в личных отношениях и искренность во всех личных отношениях.

Бальдассаре Кастильоне (1478–1529), граф Казатико, был итальянским придворным и дипломатом , солдатом и автором «Книги придворных» (1528 г.), образцовой книги любезности, посвященной вопросам этикета и морали придворных во времена Итальянский ренессанс .

Людовик XIV (1638–1715), король Франции, использовал кодифицированный этикет, чтобы укротить французскую знать и утвердить свое превосходство в качестве абсолютного монарха Франции. В результате церемониальный королевский двор произвел благоприятное впечатление на иностранных сановников, которых король принял в резиденции французского правительства, Версальском дворце , к юго-западу от Парижа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кробукс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: