Правила речевого этикета

Правила речевого этикета – примеры

Любое общение строится за счет использования различных правил, помогающих участвующим в разговоре лицам культурно, интеллигентно, грамотно вести диалог. В зависимости от ситуации принято руководствоваться определенными формулами. Но это не так просто, ведь в умении человека применять нужные формулы как раз и заключается главная сложность речевого этикета

Вот почему так важно во время разговора не только быть максимально вежливым, но и умело применять правила речевого этикета: примеры, наиболее ярко отражающие многообразие человеческих контактов, могут быть взяты из повседневной жизни, ведь культура общения начинается с домашнего порога. К примеру, перед сном принято желать всем доброй ночи, а после пробуждения – доброго утра

За вкусный обед следует благодарить хозяйку, даже если речь идет о матери или супруге. Приходя на работу, мы здороваемся с коллегами и начальством, покидая рабочее место – прощаемся. За оказанную услугу – благодарим, за доставленные неудобства – приносим извинения. Правила речевого этикета соблюдают все, пусть даже не подозревая это. Сегодня даже представить трудно, какой была бы речь без этих правил. Вряд ли участники беседы были бы приятны друг другу, если бы таких ограничений не существовало.

Формулы речевого этикета – примеры

В различных этикетных ситуациях принято пользоваться заранее определенными фразами, выражениями и словами, которые образуют формулы речевого этикета: примеры такого рода «заготовок» известны всем, и используются они в 3-х случаях: в начале разговора, в основной части беседы и в заключительной части (в момент прощания).

Так, знакомство или приветствие начинается с использования приветственных формул, которые позволяют продолжить разговор в заданном русле. Выбор формул зависит от собеседников (их возраста, пола, статуса). Можно сделать акцент на эмоциональную составляющую («Привет! Как я рад тебя видеть!»), использовать демократичную форму приветствия («Здравствуйте!») или фразы-пожелания («Доброго дня!»).

Во время основной беседы важно добиться расположения собеседника и заслужить репутацию хорошего человека. Для этого стоит соблюдать золотое правило – четко и ясно излагать свои мысли

В заключительной части беседы принято употреблять общепринятую форму «До свидания!» (если необходимо завершить разговор официальной нотой) или «Пока!» (если собеседников связывают дружеские или родственные отношения). Также неплохо пользоваться формулами пожелания здоровья («Будьте здоровы!», «Не хворайте!») или применить общую фразу «Всего хорошего!».

Разновидности и взаимосвязь с культурой

Учтивость, дружелюбие, терпение и сдержанность в общении с окружающими — таковы признаки высокой внутренней культуры. Владеющий ею человек уверенно чувствует себя в обществе, легко входит в контакт и может поддержать светскую беседу на любую тему. Его речь осмыслена, точна, выразительна, грамматически правильна. Поэтому она понятна собеседникам. Такую речь принято называть нормированной, т. е. соответствующей принятым правилам произношения.

Формы реализации речевых норм этикета в некоторой степени зависят от культурно-языковой среды того или иного общества: формулы уважительного обращения к старшим по возрасту или статусу, приветствия и прощания происходят из древних ритуальных практик и имеют особое значение для представителей данного народа. Человек, не знакомый с особенностями национального этикета, может попасть в неприятную ситуацию и предстать в образе неуважительного невежи.

Таким образом, культура и речь человека находятся в прямой взаимосвязи. Соблюдение правил вежливого общения невозможно без наличия знаний об этических и моральных нормах, признанных в обществе.

Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них:

  1. Деловой. Применяется на официальных мероприятиях, где участники не знакомы друг с другом: конференциях, переговорах, выставках и т. д.
  2. Повседневный. Наиболее распространенный тип этикета, понятный и воспроизводимый каждым интеллигентным, образованным человеком. Уместен в любых стандартных ситуациях.
  3. Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический). Изучается и применяется в обособленных социальных или профессиональных группах.

Примеры формул речевого этикета

Чтобы иметь более ясное представление о том, в каких случаях следует применять те или иные формулы речевого этикета, рассмотрим ситуацию на жизненном примере.

Турист, желающий найти художественную галерею, решает обратиться к помощи прохожих. Главная задача человека в таком случае будет заключаться в четком изложении просьбы путем использования деликатной и утвердительной формы («Подскажите, пожалуйста…», «Будьте любезны, скажите, как пройти…»)

Важно помнить о том, что употребление разных формул позволяет с различной степенью отдачи добиваться отзыва со стороны адресата. Чтобы вызвать у человека желание помочь, необходимо озвучивать просьбу вежливо и доступно

Еще один пример корректного использования формулы речевого этикета, на этот раз связанной с отказом: «Простите, ничем не могу помочь». Этикет всегда делает акцент на вежливости, поэтому односложные ответы (даже в случае категорического отказа) давать не принято. Представители многих культур стараются избегать прямых отказов, предпочитая заменять их общепринятыми речевыми формулами. Ими рекомендовано пользоваться не только при ведении деловых переговоров, но и в обыденной жизни. Считается, что даже тот, к кому обращаются с просьбой, должен этикетно и деликатно отвечать оппоненту, каким бы ни был его ответ (положительным или отрицательным). Применение формул вежливости является главной чертой культурного человека.

Используя определенные формулы русского речевого этикета, человек демонстрирует степень культурности и образованности, отношение к окружающим людям, ситуациям. Способности грамотно и вовремя подбирать нужные фразы можно научиться. Это небыстрый процесс, опыт приходит со временем. Но если нет уверенности в том, что формулы речевого этикета подобраны правильно, рекомендуется обратиться к помощи общепринятых и часто используемых универсальных фраз, которые всегда будут гарантировать успех. В 21 веке грамотность, образованность, культурность, вежливость являются способом жизни

Поэтому так важно придерживаться общепринятых правил поведения и соблюдать культуру речи не только в присутствии незнакомцев, но и во время общения с самыми близкими людьми. Невозможно представить, что, например, британская королева Елизавета II или кто-либо из царской династии ведет себя как-то иначе в стенах собственного дома, без пристального внимания любопытных глаз

Вполне логично, что культура поведения соблюдается ими и в закулисной жизни. Важно помнить, что каждодневная практика (работа над собой, наблюдение за речевым поведением людей) позволит превратить это занятие в привычку, и основные формулы речевого этикета, которыми рекомендуется пользоваться в повседневной жизни, будут усвоены на ура.

Активные процессы в речевом этикете

Как часть языка поведение также подвергается постоянным изменением, хоть и некоторые характеризуют эту область стабильностью и некоторой клишированностью. На культуре речи отражаются современные тенденции развития общества и влияние массовой культуры. В последние двадцать лет отмечаются следующие активные процессы.

  • Широко распространяется обращение к собеседнику по имени (раньше предпочиталось обращение по имени и отчеству);
  • Предпочитаемой формой обращения к собеседнику становится «ты»;
  • Больше используются заимствования из других языков, англицизмы;
  • В разговорах чаще употребляются более простые слова и формулировки.

Эти изменения направлены на дружеское и безвредное взаимодействие. Например, стремительный переход на «ты» в определенных условиях говорит о стремлении сблизиться с человеком.

Назначение речевого этикета

Представить взаимодействие людей без использования норм и правил речевого этикета невозможно, будь то фамильярная болтовня уличных хулиганов, общение учителя и ученика, щебетание влюбленных или беседы деловых партнеров. Это подбор правильных местоимений, выбор необходимых конструкций, форм слов с необходимой информативностью и эмоциональной окраской.

Этикет речи предназначен для своевременной, правильной и приятной для собеседников передачи информации. Налаживание контакта, получение необходимого результата беседы – прямое предназначение правильно подобранных речевых конструкций

Эмоционально окрасить, сделать общение ярким, но при этом полезным и приемлемым для восприятия – важное назначение речевого этикета. Поэтому уровень владения культурой речи характеризует профессиональную пригодность человека, особенно на тех специальностях, где есть живое взаимодействие

Ведение переговоров, деловые беседы незаменимый инструмент успешного ведения бизнеса, не говоря уже о речевом этикете делового письма.

Основные формулы

За долгий период становления культуры языка выработались условные конструкции для разных ситуаций, которые стали своеобразным фундаментом. Знание этих блоков позволяет комфортно ощущать себя в любой обстановке и не спасовать.

;

Для знакомства

Сначала идет приветствие независимо от того, знакомы люди или нет. Если незнакомы, то стоит задать вопрос или напрямую предложить познакомиться, чтобы наладить контакт с новым человеком. Это можно сделать с помощью общепринятых шаблонов:

  1. Можно с вами познакомиться?
  2. Давайте познакомимся.
  3. Хотел бы с вами познакомиться.
  4. Разрешите с вами познакомиться.

Если человек согласился, то стоит представиться, при необходимости назвать должность и сферу деятельности.

Для предложения и приглашения

Несмотря на созвучия слов, общение в этих двух случаях отличается. Чтобы позвать на общественное мероприятие (свадьбу, прием, награждение), нужно вручить человеку пригласительное в форме письма или карточки и продублировать его словами: «Приглашаю вас».

На полуофициальные торжества вроде корпоративов можно приглашать, собрав весь коллектив и объявив о дате и месте проведения вечера. Близкий круг людей можно приглашать неофициально, например: «Жду вас у себя на дне рождения». Необязательно лично встречаться, достаточно ограничиться телефонным звонком.

Высказывать предложения нужно, руководствуясь принципом социальной роли (начальник — подчиненный, друг — друзья, сын — родители):

  1. Я хочу предложить.
  2. Я хотел бы посоветовать вам … и предложить …
  3. Могу предложить.
  4. Я предлагаю.
  5. Позвольте предложить.

 Для поздравления и благодарности

Спасибо и благодарю — стандартные слова благодарности. Можно выразиться коротко или дополнить их несколькими эпитетами. Главное условие — искренность

Важно не повторяться, иначе можно испортить хорошее впечатление. В качестве благодарности часто говорят: «Очень признателен», «Я так тронут», «Как приятно»

Чтобы поздравить кого-то в обществе, произносят фразы:

;
  1. Разрешите вас поздравить.
  2. Примите наши поздравления.
  3. От имени/по поручению поздравляем.

Для свободной обстановки или семейного праздника:

  1. Поздравляю от всего сердца.
  2. Хочу поздравить с… и пожелать…

Для соболезнования

Поддержка так важна в сложных ситуациях. В таких случаях следует выражать сочувствие простыми словами и использовать фразы, которые одобряют и поддерживают: «Не расстраивайтесь», «Это пройдет», «Не падайте духом», «Я вас понимаю», «Соболезную», «Искренне сочувствую». В случае близкого знакомства объятия и дружеские прикосновения подкрепят сказанное.

Для отказа

Главная задача в щекотливой ситуации — отказать так, чтобы не обидеть и не проявить агрессию. Причины озвучивать нет надобности, достаточно корректно, но в твердой форме сказать «нет». В служебной обстановке:

  1. В данный момент это невозможно.
  2. Я не могу вам помочь.
  3. Я не в силах выполнить эту просьбу.
  4. Я вынужден отказать.

В быту:

  1. Я не могу.
  2. Я не готов это сделать.
  3. Я отказываюсь от этого.

Извиняться в такой ситуации — дурной тон.

Как стать вежливым

Теперь понятно, кто такой вежливый человек. Остается только определить, как стать таким же. Например, насупить на ногу и принести извинения – это формальная вежливость

Важно думать, как не доставить окружающим таких неприятных ощущений. Вот эта мысль как раз характеризует вежливость, как присущую черту характера

Основные правила, как быть вежливым:

  • Прежде чем что-то сделать, необходимо многократно подумать, а не обидит ли поступок другого.
  • Руководствоваться не словами, а поступками, иначе такая вежливость больше наигранная, неестественная.
  • Ввести в привычку здороваться первым, в транспорте уступать место пожилым людям, благодарить за любые дела, извиняться за проступки.
  • При возникновении непонимания не замалчивать проблему, а обсудить ее, найти «точки соприкосновения», примириться.
  • Учтиво и внимательно относиться к речам собеседника, учиться слушать, не перебивать.
  • Давать объективную оценку, не навязывать свое субъективное видение проблемы, обижая/притесняя тем самым собеседника.
  • Всегда анализировать примеры вежливости окружающих, по возможности реализовать их в своей жизни.

У каждого свой путь, как стать вежливым. Поскольку в детстве воспитание дают родители, на них возложена серьезная миссия по становлению самодостаточной личности. Также элементарным правилам вежливого человека обучают в детском саду и школе, да и жизненный опыт – тоже достойный учитель. Если все получится, благоприятные перемены в жизни наступают незамедлительно.

;

Виды речевого общения

Речь является основным механизмом вербальной коммуникации. Речевое общение происходит при помощи языковых систем. Вербальное общение бывает внутренним и внешне направленным. Внешняя вербальная коммуникация, в свою очередь, бывает устной и письменной. Устное вербальное взаимодействие делится на монологическую речь и диалогическую.

Виды речевого общения тесно связаны между собой. Их объединяет произнесение слов про себя или вслух. Наряду с этим каждый из видов вербальной коммуникации обладает субъективными специфическими характеристиками. Мысль невозможно сформулировать без языковой системы и материальных вербальных процессов. В ходе подготовки к устной или письменной речи различают промежуточную фазу проговаривания про себя текста. Данная фаза называется внутренней речью.

Внешняя письменная речь опосредована текстом. Она более концентрирована по своему содержанию, чем разговорная. Под словесной письменной речью понимают вербальный процесс с употреблением письменных знаков. Письменная речь образуется путем сложного соотношения звуков, которые образуются за счет перцепции букв слуховым аппаратом, видимых зрением, и воспроизводимых индивидом речедвижений. Отсюда следует, что письменная речь базируется на основе устной.

Слышимая речь, произносимая кем-то, называется устной речью. Она ограничена пространством и временем, что отпечатывается на ее характере, так как в основном, партнеры по коммуникации находятся на расстоянии видимости или слышимости друг друга. Значительно меняется характер вербального общения при телевещании, когда аудитория не имеет возможности ответной реплики.

Речевое общение можно классифицировать по содержанию, а именно материальное, когнитивное (познавательное), кондиционное (эмоциональное), мотивационное, деятельностное. Также можно классифицировать по применяемым техникам взаимодействия и в зависимости от задач, а именно контакт масок, светская коммуникация, формально-ролевое и деловое общение, межличностная, манипулятивная коммуникации.

Материальная коммуникация представляет собой обмен продуктами деятельности. Когнитивное или познавательное общение предполагает обмен данными, знаниями, опытом. Эмоциональное или кондиционное взаимодействие содержит в себе обмен эмоциональными настроями между индивидами, вступившими в коммуникацию. Мотивационное взаимодействие – это обмен намерениями, побуждениями, задачами, интересами, планами или потребностями. Деятельностная коммуникация охватывает обмен умениями, осуществляемый вследствие совместной деятельности.

Контактом масок называется формальная коммуникация, которая заключается в отсутствии стремления уразуметь и учесть характерные особенности личности партнера.

Суть светского общения лежит в его беспредметности. Другими словами общающиеся индивиды говорят не о том, о чем думают, а о том, о чем положено говорить в сложившихся обстоятельствах.

Формально-ролевое общение заключается в регламентировании и содержании, где главную роль играет социальный статус собеседника и его место в служебной или социальной иерархии.

;

Деловым общением считается процесс взаимодействия, при котором совершается обмен данными, сообщениями с целью достижения нужного результата.

Межличностное общение или его еще называют интимно-личностной коммуникацией, заключается в раскрытии глубинных личностных структур. Манипулятивное взаимодействие направлено на получение пользы от собеседника.

Этикет и культура речевого общения

Нормы и правила общения можно условно разделить на этикетные (стереотипные) и неэтикетные (нестереотипные) или творческие.

По мнению К. Стошкуса, «этикет — это не просто норма поведения, а более или менее ретуализированная форма осмысленного общения. Этикет зародился очень давно, он тесно связан с символическими ритуальными церемониями. Прогресс в формировании этикетных форм поведения был связан с гуманизацией общения: «Нравственное значение этикета проявляется в том, что с его помощью можно выразить признание самоуважения человека, с которым вступаешь в контакт, уважение к нему.

Etiquetteer помогает быстро сориентироваться в повторяющейся ситуации общения. Нормы этикета — это, как правило, азбучные нормы общения.

Конечно, некоторое ограничение рамок этикета ни в коей мере не может умалить значение этих единых форм поведения.

Этикетные формы общения существуют тысячелетиями; они аккумулируют универсальный опыт, скрытый среди различных классовых слоев. Это универсальное содержание различных систем этикета является той основой, которая непосредственно связана с гуманистической культурой общения. Этикет имеет не только исторические, но и многие этнографические особенности.

Общение начинается с приветствия, которое является особым знаком признания ценности и достоинства человека. В классовом обществе формы приветствия, как правило, являются отражением иерархических зависимостей.

Правила презентации, как и многие другие нормы этикета, не являются абсолютными, они исторически изменчивы и зависят от изменений социальных, национальных и социально-психологических условий и традиций.

Формы общения отличаются большим разнообразием. Выбор приветствия отражает степень знакомства, а также степень доверия, степень уважения и во многих случаях оценку личности партнера по общению

Хотя трудно регламентировать выбор форм этих обращений «на все случаи жизни», в любом случае очень важно учитывать обстоятельства и личность вашего партнера по общению. Культура лечения, основанная на гуманистических ценностях, включает в себя возможность выбора таких форм лечения, которые возвысят человека как в глазах других, так и в его собственных глазах

Коммуникация состоит из 3/4 языковой коммуникации (говорение и слушание)

Эти нормы общения требуют осторожного и внимательного отношения, так как нарушение этих норм может иметь самые негативные последствия, ведь даже неумышленное слово может привести к конфликту. Выступление должно отличаться ясностью, четкостью и доступным темпом

Залогом успешного разговора может стать умение слушать. И. Этуотер различает активное (рефлексивное) и пассивное (нерефлексивное) слушание. Пассивное слушание полезно, когда собеседник активно выражает свои чувства, очень хотел бы высказать свою точку зрения, но не имеет возможности сделать это. Пассивное слушание характеризуется невмешательством в разговор, «минимизацией ответов».

Однако этот навык молчания и пассивного слушания не всегда эффективен. Интимный, доверительный разговор может состояться только на добровольной и равноправной основе. Человек очень любит, когда интересуются его персоной, достижениями, заслугами, желаниями, и очень неохотно говорит о неприятных для него вещах, условиях, обстоятельствах, событиях и т.д.

Нелегко выбрать тему для разговора или, скорее, начать разговор

Важно, чтобы тема была, во-первых, интересной и приятной для вашего собеседника, а во-вторых, желанной для вас самих. Трудно найти общую тему для разговора, но не менее трудно найти общий язык

Как показывает практика межличностных отношений, этика речевого общения наиболее тесно связана с общими ценностями, принципами и нормами общения. Поэтому рекомендуется реже использовать в разговоре личные местоимения, особенно такие, как «я» — это очень негативно влияет на общую атмосферу разговора.

Чтобы испытывать удовлетворение от общения с другими людьми, очень важно создать условия, то есть атмосферу общения, которая зависит от ряда как эмоциональных, так и рациональных факторов. Позитивная атмосфера общения ассоциируется не только с такими личностными качествами, как доброжелательность

Правила речевого этикета 7 класс

Все люди любят слушать красивую, богатую речь

Именно по ней зачастую складывается первое впечатление о человеке, ведь на то, как мы говорим, всегда обращают большое внимание в обществе. Когда в каждом предложении слышится слово – паразит, ругательство и другие, негативно влияющие на культуру и язык слова, о даже самом прекрасном человеке автоматически складывается негативное впечатление, избавиться от которого будет совсем непросто. В культуре речевого этикета существует достаточно большое количество простых правил, которым непременно необходимо следовать, чтобы считаться интеллектуально развитой, грамочной личностью

В культуре речевого этикета существует достаточно большое количество простых правил, которым непременно необходимо следовать, чтобы считаться интеллектуально развитой, грамочной личностью.

В первую очередь, необходимо искоренить из речи слова – паразиты. Это те слова, которые не вносят никакого смыслового оттенка в предложение, и, как правило, используются человеком неосознанно, в процессе формулирования мыслей. К ним относятся слова: «ну, короче, как бы, это самое, ну как сказать» и многие другие. Иногда их называют словесным «мусором» потому, что их наличие в речи не приносит отнюдь никакой пользы.

Кроме того, необходимо обязательно использовать вежливые слова. К ним относятся слова, обозначающие приветствия, просьбы  и благодарности: «здравствуйте, всего доброго, пожалуйста, спасибо» и прочие.  Мало кто знает, что при задавании вопросов считается ошибкой, если вопрос начинается с отрицательной частицы: «Не подскажите? Не могли бы Вы помочь?», так как наталкивает оппонента на отказ.

Речевой этикет предполагает исключительно вежливое общение, с недопущением сквернословия, использования бранной лексики или чрезмерно эмоционально-окрашенных слов

Во время диалога важно проявлять уважение к своему собеседнику, не перебивать его, не дослушав до конца, толерантно относиться к чужому мнению. Любые противоречивые ситуации следует решать исключительно методом конструктивного диалога, в ходе которого каждая из сторон сможет спокойно высказать свою точку зрения, после чего будет найден определенный компромисс, если того требует ситуация. Ни в коем случае не следует переходить на личности, позволять себе оскорблять человека, говоря о нем нелицеприятные вещи

Даже если подобным образом поступает собеседник, напротив, следует не поддаваться на провокации, не повышать тон, только таким образом, можно дать понять, что Вы, как воспитанная личность, поступаете выше него

Ни в коем случае не следует переходить на личности, позволять себе оскорблять человека, говоря о нем нелицеприятные вещи. Даже если подобным образом поступает собеседник, напротив, следует не поддаваться на провокации, не повышать тон, только таким образом, можно дать понять, что Вы, как воспитанная личность, поступаете выше него.

Когда речь идет о монологическом выступлении человека, необходимо сохранять спокойствие, быть уверенным в себе и собственных силах, подкреплять все свои доводы логичными аргументами, делать паузы между высказываниями, там, где это уместно, допустима жестикуляция.  

Таким образом, очевидно, что соблюдение правил речевого этикета играет невероятно важную роль

Так как все люди живут в социуме, где ежедневно вступают в различные коммуникации, важно придерживаться общекультурных правил, соблюдать установленные нормы – в поведении, поступках, словах. Помните, речь – это визитная карточка каждого человека, и этим нужно пользоваться!. 7 класс кратко в русском языке

7 класс кратко в русском языке

Список литературы

  1. Арутюнова Н.Д. Язык // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. С. 652.
  2. Арутюнова Н.Д. Речь // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. С. 417.
  3. Рождественский В. Общая филология. М., 1996. С. 14.
  4. Чернышев В.И. Чистота и правильность русского языка // Избранный труды. Т. 1. — М.: 1970.
  5. Головин Б.Н. Основы языковой культуры. — М.: 1980.
  6. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: Добросвет, 2000. С. 33.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Культура речи и публичное выступление
  • Рынок труда, его функции, модели и роль в экономике
  • Национальные модели рынка труда
  • Макроэкономическая нестабильность — инфляция
  • Экономическая политика в условиях инфляции
  • Особенности развития экономической мысли в России
  • Волонтерство гражданского общества
  • Структура общественного производства, ее состав, основные элементы и факторы формирования
  • Экономическая сущность и значение инвестиций
  • Компьютерный сленг в восприятии гимназиста ХХI века
  • Новые явления в русском языке
  • Проблема многоязычия в информационном обществе

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

Заключение

И так культура языка — умение правильно говорить и писать, а также использовать средства речи в соответствии с целями и условиями общения. Правильная речь — это речь, соответствующая нормам письменного языка (произношение, грамматика, словарный запас). Подлинная культура речи достигается умелым и уместным использованием лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонации. Необходимо иметь четкое представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном назначении.

Так, книжные слова уместны в жанрах письменной речи — научная статья, доклад, юридический текст, газетная корреспонденция — и мало используются в ситуациях повседневного общения. Особенно вредным для повседневной речи является канцелярит — неуместное использование канцелярских слов и фраз. В отличие от этого, в деловом документе или научной публикации не используются стилистически ущербные, разговорные слова и фразы. По тому, как человек говорит и пишет, можно оценить уровень его интеллектуального развития, его внутреннюю культуру.

Характеризуя совокупность знаний, умений и навыков говорения, культура речи определяется следующим образом: это такой отбор и такая организация речевых средств, которые в определенной ситуации общения, с учетом современных норм речевой и коммуникативной этики, позволяют добиться наибольшего эффекта в достижении поставленных коммуникативных задач.

Это определение подчеркивает три аспекта языковой культуры:

  1. Нормативный;
  2. Этический;
  3. Коммуникативный.

Высокая языковая культура, которая связана с умением «правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка» (С. И. Ожегов), невозможна без соблюдения определенных правил общения

Для успешного выполнения коммуникативных задач необходимо понимать сферы общения. Язык художественной литературы и разговорной речи занимает особое место в типологии функциональных разновидностей языка. В качестве функциональных стилей, имеющих существенные отличия в организации языка, как от художественной, так и от разговорной речи, выделяют официально-деловой, научный и публицистический стили.

Опорой, вернее, ядром, костяком русского литературного языка является литературная норма. В процессе активной языковой политики в науке возникают идеи о языковом нормировании, его кодификации, отклонениях от литературной нормы, ошибках и языковых вариантах.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующий вывод: Главное для культуры речи — это соблюдение языковых норм и правил использования вербальных языковых средств, которые позволяют соблюдать коммуникативные нормы в той или иной ситуации. Главное в области эффективной коммуникации — это правильно поставленная коммуникация.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кробукс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: